[googlea69510eef0fdf43f.html]

пятница, 20 марта 2015 г.

ТУМАННОСТИ, КАК ЗАРОЖДАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ СОЛНЦ

     Рассматривая космические туманности как скопления громадных масс вещества в газообразном состоянии, легко убедиться, что в них происходит процесс уплотнения, конечной целью которого служит образование новых миров. Достаточно заглянуть в атлас изображений таких космических туманностей, чтобы найти там все стадии развития миров, через которые, по космогоническим теориям Канта, Лапласа и прочих, проходила и наша собственная солнечная система. Все эти стадии оказываются отмеченными на небе с удивительной наглядностью. Характерные внешние формы космических туманностей свидетельствуют до такой же степени, как их химический состав и физическое состояние, что процесс развития новых миров в звёздном пространстве идёт своим чередом до сих пор.
     Некоторые миры находятся ещё, быть может, в младенческом состоянии, в то время когда другие достигли сравнительно высших степеней развития, а иные уже близки к состоянию окончательно сформировавшихся солнечных или даже звёздных систем. Можно проследить это восходящее развитие, начиная с бесформенных хаотических газообразных масс от кольцевых чечевицеобразных и шиловидных туманностей до так называемых планетообразных туманностей и туманных звёзд. Благодаря обилию космических туманностей легко составить себе столь же наглядное представление о последовательных стадиях развития звёздных миров, как и о ходе эмбриологического развития какого-нибудь цыпленка. Ещё Лаплас заметил, что можно уловить на небе последовательность уплотнения космических туманностей совершенно так же, как в лесу составляешь себе понятие о последовательном росте деревьев.
     Применение фотографии к исследованию спиральных туманностей, являющихся скоплениями звёзд, выяснило существование могучих центробежных сил, должных своим взаимодействием с центростремительными силами вызвать, в конце концов, образование новых звёзд из первоначальной газообразной массы. Очевидно, что спиральное строение звёздных скоплений является пережитком прежнего, вращательного, или, точнее, вихревого движения газообразных масс, последовательно распадавшихся на отдельные узловые сгущения, в каждом из которых образовывалось новое Солнце. Первичное вращательное движение, перенесённое на такие, отдельные, зародыши солнц, вызвало в них процесс последующего развития, путём которого в плоскости солнечного экватора должны были образоваться, на известных расстояниях друг от друга, кольца. Распадаясь, они уплотнялись в шарообразные планеты, повторяя в малых размерах тот же процесс, который происходил перед тем в космической туманности.
     Наглядным образом такого процесса может, по видимому, служить великолепное звёздное скопление в Геркулесе, представляющееся не вооруженному глазу как едва заметное туманное пятнышко. Оно было открыто Галлеем в 1714 году и описано у Мессье как круглое блестящее туманное пятно, без внутренней звезды. Старшему Гершелю, с помощью большого рефлектора, удалось разложить это пятно на 1783 отдельных звезды. Лучший рисунок от руки, изготовленный на кембриджской обсерватории с помощью 15-дюймового рефрактора, показывает в центре скопления неразрешённое ещё туманное пятно, тогда как слои более близкие к окраине уже распадаются на бесчисленное множество звёзд. Самые точные данные, относительно строения этого звёздного скопления, даёт, однако, фотографический снимок, полученный в 1900 году на ликской обсерватории при помощи крослевского рефлектора. На этом снимке насчитывается 5482 неподвижных звезды, при чём яркие звёзды близ центра и по окраинам этой звёздной кучи размещены в значительном обилии, тогда как средняя часть кучи изобилует слабо светящимися звёздами. Впечатление космической туманности около центра скопления имеет, по мнению Пальмера, характер оптического обмана, вызываемого множеством находящихся там мелких неподвижных звёзд. С этим согласуются так же и результаты спектроскопического исследования этого звёздного скопления, выяснившие отсутствие в его спектре светлых линий, характерных для космических газообразных масс. Тем не менее, профессор Шейнер считает возможным, что в центральной части еще уцелели остатки космической туманности, наполняющие также и многие промежутки между звёздами, но не доступные даже для спектроскопа. Он полагает, что множество звёзд этого скопления окружено еще громадными туманными атмосферами, и говорит: «мне кажется не подлежащим сомнению , что в туманном пятне геркулеса встречаются всевозможные степени развития мировых светил, начиная от газообразной космической туманности до вполне выработанных звёзд». Это обстоятельство позволяет предположить, что система тамошнего звёздного мира находится ещё на ранней степени развития, и что её звёзды фактически более сближены, чем, например, в нашей звёздной системе, так как атмосферы их ещё соприкасаются друг с другом. По этому, возможно, что с течением времени удастся распознать в этом скоплении звёзд систематическое движение. Как было упомянуто, подобный процесс последовательного развития звёздных миров немыслим без вращательного движения, пережитком которого является расположение образовавшихся солнц по завиткам спиралей. Так же и в большом звёздном скоплении Водолея, которое Гершель сравнивал с кучкой мелкого песка, несметное множество солнц обнаруживает такое же кругообразное расстояние в пространстве, как и звёзды только что рассмотренного звёздного скопления в Геркулесе.
     Итак, мы можем считать, что наша планетная система, все видимые нами неподвижные звёзды, и простирающийся через всё небо млечный путь, представляют одно целое, один из бесчисленного множества мировых островов, которые мы рассматриваем на небе  в виде звёздных скоплений или куч. Но мы только что видели, что астрономами уже были сделаны попытки подсчитать число отдельных звёзд, входящих в состав этих, чуждых нам мировых островов. Тем более было бы интересно определить число звёзд нашей собственной звёздной системы, то есть мирового острова, к которому, между прочим, принадлежим мы с нашей Землёй, с нашим Солнцем, и остальными планетами.
     Необыкновенно велико число неподвижных звёзд. Этих миров, которые по большей части блестят на небе в виде светлых точек, едва уловимых даже при помощи телескопа, больше, чем песка в море. Совершенно безуспешной была бы попытка сосчитать эти миллионы солнц. Можно только оценить число всех звёзд, и такие попытки были сделаны обоими Гершелями. Для этой цели был использован весьма мощный для того времени инструмент, поле зрения которого в точности соответствовало 15-ти минутам на небесной сфере. Этот инструмент направлялся на различные места в небе, и каждый раз сосчитывалось число звёзд, видимых в поле зрения. На основании таких наблюдений общее число звёзд, видимых при помощи такого инструмента, было оценено в 20 374 034. Но, очевидно, чем сильнее труба, тем больше звезд мы должны увидеть в неё.
     Если бы Гершели имели в своём распоряжении вашингтонский рефрактор в 26 дюймов, то они общее число звёзд оценили бы в 30 000 000. При помощи мощнейших рефракторов новейшего времени, вероятно, можно увидеть до 200 000 000 звёзд.

     Теперь, естественно, возникает вопрос: удастся ли нам когда-нибудь в будущем подсчитать число всех звёзд, находящихся в беспредельном мировом пространстве? Если, согласно с мнением некоторых астрономов, допустить, что свет от звезд, находящихся от Земли дальше известного предельного расстояния, затухает в глубинах мирового пространства, и таким образом совсем не доходит до нас, то на поставленный выше вопрос придётся ответить отрицательно: огромное число звёзд навсегда останется для земных обитателей неизвестным, невидимым. По Медлеру, свет требует 7700 лет, чтобы от одного конца млечного пути дойти до другого его конца. При таких, сравнительно не больших расстояниях, свет, идущий от звезд, испытывает лишь незначительное ослабление; но при постоянном увеличении расстояний, в конце концов, по Струве, должно иметь место полное затухание света, посылаемого к нам звёздами. Этот учёный, между прочим, полагал, что гигантский телескоп Гершеля мог проникнуть в глубь небесного пространства только до звёзд, от которых свет доходит до Земли в 12 000 лет. И хотя в настоящее время наши инструменты могут проникать значительно глубже, тем не менее, вышеупомянутый закон о затухании света звёзд, находящихся от нас на неимоверно далёких расстояниях, противопоставляет предел человеческому любопытству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я начала пользоваться выпрямителем для волос и сильно истончила свои волосы, они стали ломкие, секущиеся и попаленные. Я перепробовала много способов восстановления: и домашнее ламинирование желатином, маски, ко-вошинг, пробовала отказаться от утюжка. Результата не было почти.
Помог только Ultra Hair Spray - мега спрей! наносим на волосы и все. Я даже каждый день наносила! Результат вы можете видеть на следующих фото.