Оторвалась ли Земля от Солнца или же образовалась из накоплений пылевых частиц, так или иначе, когда-то она должна была быть очень горячей. Согласно теории конденсации, облачные отдельности были очень холодными, когда из них начали образовываться планеты. Но сжатие, химические изменения и процесс радиоактивного распада подняли температуру этих ранних планет до 2200—3300° F. При постоянных столкновениях пылевых частиц и падении, или спиралеобразном движении, тяжелых частиц к центру, или ядру, планеты высвобождалась тепловая энергия, да и радиоактивность была в то время в пятнадцать раз сильнее, чем сейчас, и радиоактивные элементы, распадаясь, добавляли свое тепло. Надо полагать, что этого тепла было достаточно, чтобы расплавить породы, слагавшие планетарные глыбы; отсюда можно предположить, что Земля расплавилась в очень раннее время.
Отделившись от Солнца или вобрав в себя все доступные ей частицы и перестав расти, Земля начала терять тепло, отдавая его в пространство как большой радиатор. Поверхность ее остыла, и на ней образовалась кора, подобно тому как в котле, где плавится металл, накапливается шлак. Образное описание того, как это произошло, мы находим в теории голландского геофизика Венинга Мейнеца.
Два больших вертикальных потока поддерживали в молодой Земле непрерывную циркуляцию расплавленного материала сверху донизу. В процессе этой циркуляции более тяжелые вещества - никель и железо — концентрировались в центре, или ядре, а более легкий, образующий кору материал, вроде силикатов, выносился на поверхность. Этот «шлак» накапливался в том месте, где оба потока встречались и опускались к центру. Охлаждение ниже некоторой критической температуры и образование плотного ядра из никеля и железа на время остановили вертикальные потоки, и из затвердевшего шлака возникло то, что Венинг Мейнец назвал материком «Ур»; этот материк занял около трети земной поверхности.*
Часть нашей планеты, заключенная между корой и ядром, так называемая «мантия», стала полутвердой, или пластичной. Через некоторое время в этом слое, толщиной 1800 миль, возникла новая вертикальная циркуляция, но так как пространство здесь было более ограниченное, то она распалась на отдельные вращающиеся системы. Под напором выносимого наверх материала материк «Ур» раскололся, и его осколки отнесло в области, где встречались восходящие потоки двух смежных завихрений. Эти участки и обломки коры над ними превратились в самостоятельные материки.
Пространства между материками были заполнены полутвердым материалом. Новое охлаждение снова остановило движение потоков, и верхний слой материала, затвердев, образовал ложа океанов. Ложа океанов имеют толщину не более 3—5 миль, тогда как толщина материков достигает в среднем 20—30 миль. Материки содержат больше материала, но весят меньше. И те, и другие «парят» на пластичной мантии, причем материки, как более легкие, располагаются выше ложа океанов. Как и у дрейфующих айсбергов, главная масса материков скрыта глубоко под водой. Так как ложа океанов сложены из гораздо более тяжелых пород, то они располагаются на более низком уровне, примерно на 13 000 футов ниже среднего уровня материков, и образуют дно бассейнов, вмещающих океан, а края материков образуют стены этих бассейнов.
ЗЕМНАЯ КОРА
Комментариев нет:
Отправить комментарий